Новости | Блог            
О проекте | Реклама | Контакты | Поиск
Девелоперский проект
Доска объявлений
Торговые центры
Бизнес-центры
Каталог компаний
Новости
Аналитика/статьи
- Подписка на рассылку статей
Исследования
Опросы
Специализированные СМИ
Пользователям
Полезные ссылки


Приобретение земельного участка


Создание торгового центра начинается с приобретения прав на земельный участок. Это требует продуманных бизнес-решений, и без серьезной юридической поддержки не обойтись.

В последнее время активность в сфере строительства объектов коммерческой недвижимости растет. Однако зачастую инвесторы, желающие вложить средства в перспективные проекты, сталкиваются с рядом трудностей, связанных с приобретением земельного участка. К сложностям с исполнением требований законодательства и различным бюрократическим препонам добавляется угроза дефицита земельных участков, пригодных для инвестиционной деятельности. Реализация инвестиционного проекта на всех стадиях характеризуется наличием определенных юридических рисков. В частности, сделка в отношении земельного участка может быть в судебном порядке оспорена прокурором субъекта федерации или должностными лицами федеральных, региональных органов исполнительной власти. Необходимо решить, на каком рынке будет приобретаться участок — на первичном или вторичном. В первом случае это государственная или муниципальная собственность, во втором — частная. Тщательно разработанная стратегия по приобретению прав на земельный участок для целей строительства, правильный выбор способа приобретения позволит минимизировать возможные юридические риски.

Первый шаг
При приобретении земельного участка для строительства следует придерживаться следующих практических рекомендаций:

- Инвестору в рамках процедур предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, следует руководствоваться порядком, предусмотренным федеральным законодательством, а не идти «на поводу» у местных органов власти, которые порой делают «как привыкли», а не как положено по закону. Нарушение федерального законодательства может привести к отмене решения о предоставлении земельного участка и иным негативным последствиям, связанным с признанием сделки по приобретению прав на землю недействительной.

- Следует проверить «юридическую чистоту» прав на землю.

- Необходимо провести исследования самого земельного участка (в том числе экологические и геодезические) на предмет его соответствия условиям договора купли-продажи или аренды. Это будет дополнительной гарантией «чистоты» приобретаемого титула на землю.

- При необходимости — осуществить перевод земель из одной категории в другую для целей строительства. Так, иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства превышает 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ).

- При необходимости — заключить инвестиционное соглашение с государственными или муниципальными органами власти, предварительно проанализировав свои обязанности, предусмотренные в проекте соглашения.

- Оценить затраты на подключение к объектам инфраструктуры, прежде чем принимать решение о приобретении земельного участка для целей строительства.

Приобретение на первичном рынке
По общему правилу, согласно действующему законодательству отказ в предоставлении в собственность юридических лиц земельных участков для строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается. За исключением случаев:

- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Однако существует ряд урегулированных земельным законодательством процедур, обязательного соблюдения которых требует предоставление прав на земельный участок. Пункт 1 ст. 30 Земельного кодекса (далее — ЗК РФ) устанавливает основные способы предоставления земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предварительного согласования и с предварительным согласованием мест размещения объектов, что в своем роде является новшеством в земельном законодательстве. Предоставление земельного участка в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Кроме того, законодательство предусматривает возможность предоставления на торгах (конкурсах, аукционах) земельных участков в аренду путем продажи права на заключение договора аренды земельного участка. Органы государственной власти или местного самоуправления могут принять решение о предоставлении земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Это возможно, если имеется только одна заявка при условии и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков. При этом земельный участок предоставляется только в аренду.

Участок без предварительного согласования мест размещения объекта
Предоставление земельного участка включает следующие мероприятия:

1. Проведение работ по формированию земельного участка:

а) подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности. Понятие «проект границ» определено в земельном и градостроительном законодательстве. В то же время порядок подготовки такого документа законодательством не установлен;

б) определение разрешенного использования земельного участка.
Данный этап регулируется нормами о зонировании территорий. Согласно ст. 7 ЗК разрешенное использование земельного участка является составным элементом правового режима земельного участка и определяется на основании зонирования территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов;

в) определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. В соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ (далее — ГСК РФ) при предоставлении земельных участков органы местного самоуправления подготавливают информацию об обеспечении земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Неопределенность технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения может привести к невозможности строительства объекта на земельном участке сразу после его приобретения. По сути, формируя земельный участок для его предоставления под строительство, собственник должен обеспечить необходимые условия для того, чтобы правоприобретатель мог приступить к строительству без дополнительных временных и финансовых затрат;

г) принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без их проведения. Соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления должен определить форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену и сумму задатка.

Сообщение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) должно быть опубликовано организатором торгов не менее чем за 30 дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения.

2. Государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 ЗК РФ. Согласно Закону о земельном кадастре, проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Единый государственный реестр земель, присвоение участкам кадастровых номеров, изготовление кадастровых карт (планов) и формирование кадастровых (межевых) дел. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти или органы местного самоуправления подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании.

3. Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже участка или продаже права на заключение договора аренды осуществляется только после выполнения всех работ по формированию земельных участков и их идентификации. Порядок организации и проведения указанных торгов (конкурсов, аукционов) определяется ст. 38 ЗК РФ, а также положениями гражданского законодательства и нормативными актами правительства РФ. Так, гражданским законодательством устанавливаются основные правила, связанные с организацией и проведением торгов, в т.ч. положения о задатке, протоколе результатов торгов и др.

4. Подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов); подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления его без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Участок с предварительным согласованием мест размещения объекта
Процедура предоставления участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предусматривает возможность приобретения земли через целевое предоставление, минуя торги. Предоставление участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1. Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

2. Проведение работ по формированию земельного участка.

3. Государственный кадастровый учет земельного участка.

4. Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Таким образом, предварительное согласование места размещения объекта предполагает выбор конкретного земельного участка, который станет предметом договора аренды по запросу инвестора. Акт выбора земельного участка утверждается решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое действует в течение 3 лет и резервирует земельный участок для конкретного заявителя. Юридическое лицо, заинтересованное в получении участка, обращается в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка. В нем указывается назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении их объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления. Исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления на основании заявления юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении участка для строительства. Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

Приобретение на вторичном рынке
Земля, находящаяся в частной собственности, может быть приобретена на основании гражданско-правовых сделок. Наиболее распространены купля-продажа и аренда.

Вопросы заключения договоров купли-продажи и аренды земельных участков регулируются общими правилами о форме и порядке заключения договоров купли-продажи и аренды объектов недвижимости (ГК РФ), а также специальными правилами (ЗК РФ). Самый простой вариант приобретения земли из частных рук — заключение договора купли-продажи. В соответствии со ст. 550 ГК РФ договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора влечет его недействительность. Cледует помнить, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи к покупателю подлежит государственной регистрации. Если одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. А сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации. Согласно положениям ст. 554 ГК РФ, в договоре продажи земельного участка должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить, идентифицировать участок, подлежащий передаче покупателю. При отсутствии этих данных в договоре он не считается заключенным.

Другая возможность — купить компанию, имеющую права собственности на данный участок. Однако вместе с компанией можно приобрести и ее финансовые риски, которые необходимо оценивать на начальной стадии принятия решения. Один из рисков связан с чистотой прав на земельный участок. Поскольку он может быть приобретен различными способами (приватизация, выкуп под объектами, на торгах), необходимо выяснить его историю, чтобы обезопаситься от возможных претензий.

Определенный риск связан непосредственно с подписанием документа. Необходимо требовать, чтобы договор купли-продажи был подписан лицом, обладающим определенными полномочиями. Согласно ст. 174 ГК РФ, если полномочия лица на совершение сделки ограничены договором либо полномочия органа юридического лица его учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в доверенности, в законе либо как они могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершается сделка, и при ее совершении такое лицо или орган вышли за пределы этих ограничений, сделка может быть признана судом недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ограничения, лишь в случаях, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях. Существуют риски, связанные с соответствием земельного участка условиям договора и требованиям инвестора. При этом продавец (арендодатель) обязан осуществить перевод земель из одной категории в другую, гарантировать качество земельного участка и получить разрешение на строительство.

Перевод земель из одной категории в другую
Строительство коммерческих объектов возможно только на земле, относящейся либо к категории земель поселений, либо земель промышленности. 5 января 2005 г. вступил в силу закон «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» (№ 172-ФЗ от 21 декабря 2004 г.). Он регулирует порядок изменения категорий земель и влияет на практику их приобретения для коммерческого строительства. Закон определяет органы, принимающие решение о переводе, унифицирует порядок перевода земель на всей территории России и устанавливает процедуру перевода, детализируя содержание ходатайства о переводе и перечень необходимых приложений к нему. Законом установлен исчерпывающий перечень исключительных случаев, когда допускается перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Среди них наиболее вероятно применимы для целей коммерческого строительства случаи, связанные со строительством на землях, непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства, промышленных объектов или с иными несельскохозяйственными нуждами либо с установлением или изменением черты поселений. При этом не допускается перевод в другую категорию земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 30 и более процентов превышает среднюю кадастровую стоимость по району. Мы полагаем, что упомянутое выше положение закона о переводе сельскохозяйственных земель в другую категорию в связи с «иными несельскохозяйственными нуждами» следует интерпретировать широко, так как только такое толкование приведет к возможности изменения категории сельскохозяйственных земель в связи с практически любыми несельскохозяйственными целями и придаст импульс развитию рынка недвижимости в России. Однако поскольку данное положение содержится в пункте Закона, который одновременно посвящен и «землям, непригодным для осуществления сельскохозяйственного производства», уполномоченные органы узко трактуют это положение как позволяющее перевод для «иных несельскохозяйственных нужд» только земель, непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства. Принимая во внимание все вышесказанное, представляется целесообразным приобретать земли, которые уже относятся к категории земель поселений или промышленности, и избегать приобретения сельскохозяйственных или лесных земель, пока их категория не будет должным образом изменена.


Адрес источника: http://Молл
Читайте также:

  Покупатель на улице Сезам: когда соседство с конкурентом выгодно

  Ритейлеры заставят девелоперов отказаться от фиксированных арендных ставок

  Возрождение курортной столицы. Мэрия Ялты гарантирует поддержку инвесторам

  Загородная недвижимость: Результаты и перспективы развития

  Отправляясь в торговое плавание, не забудьте о "якорях"

  Управление торговым центром

  Коттеджные городки: аппетит приходит во время еды

  Производителям колбасы и торговым сетям все сложнее уживаться друг с другом

  Обзор рынка торговых центров и гипермаркетов Минска

  Имя продавательное

  Розничные тренды

  За 10 лет открытые рынки Белорусии прошли путь от контейнера к моллу.

  Искусство управления подрядом.

  «Мост сити центр»: mixed-use от идеи до воплощения. Интервью с архитектором проекта Игорем Задоей

  Место для склада: в поисках идеала. Выбор земельного участка – стратегически важный момент при создании логистических комплексов

  Торговые отношения

  Управляй и властвуй

  Рождение мегаполиса

  В Черновцах строят много, и земель для больших застроек хватит надолго

  Большому кораблю – большое плавание



Документы: 1-20, 21-40, 41-60, 61-80, 81-100, 101-120, 121-140, 141-160, 161-180, 181-200, 201-220, 221-240, 241-260, 261-280, 281-300, 301-320, 321-340, 341-360, 361-380, 381-400, 401-420, 421-440, 441-460, 461-480, 481-500, 501-520, 521-540, 541-560, 561-580, 581-600, 601-620, 621-640, 641-660, 661-680, 681-700, 701-720, 721-740, 741-760, 761-780, 781-800, 801-820, 821-840, 841-860, 861-880, 881-900, 901-920, 921-940, 941-960, 961-980, 981-1000, 1001-1020, 1021-1040, 1041-1060, 1061-1080, 1081-1100, 1101-1120, 1121-1140, 1141-1160, 1161-1180, 1181-1200, 1201-1220, 1221-1240, 1241-1260, 1261-1280, 1281-1300, 1301-1320, 1321-1340, 1341-1360, 1361-1380, 1381-1400, 1401-1420, 1421-1440, 1441-1460, 1461-1480, 1481-1500, 1501-1520, 1521-1540, 1541-1560, 1561-1580, 1581-1600, 1601-1620, 1621-1640, 1641-1660, 1661-1680, 1681-1700, 1701-1720, 1721-1740, 1741-1760, 1761-1780, 1781-1800, 1801-1820, 1821-1840, 1841-1860, 1861-1880, 1881-1900, 1901-1920.
Аналитика/статьи
- Подписка на рассылку статей


Антикризисный менеджмент в ритейле: как ТРЦ может повысить продажи арендаторов до 20%
11.07.2014
Весной 2014 года арендные ставки в ТРЦ Киева снизились на 10-30%, до $30-$100 за кв.м (в зависимости от расположения ТРЦ, количества якорных арендаторов и т.д). ТРЦ решились на этот явно убыточный
Подробнее »

Рейтинг надежности застройщиков 2013 года
20.05.2014
Начало 2014 года отметилось кризисом банковской системы Украины с проблемной ликвидностью практически всех финансовых учреждений. С начала года отток среди вкладов банковской системы превысил 32,5
Подробнее »

Крым встречает первые российские ритейл сети
19.05.2014
Весной 2014 самый большой ТРЦ Крыма MEGANOM, заключил первые договора с российскими fashion-ритейл сетями O'STIN, Спортмастер, INCITY. Был подписан договор с брендами LPP Group, которая откроет в
Подробнее »

Апрельская инфляция выросла на 3,3%
09.05.2014
Потребительские цены в Украине в апреле 2014 года выросли на 3,3%. Как сообщил Государственный комитет статистики во вторник, с начала текущего года инфляция достигла 6,4%, а в годовом измерении (по
Подробнее »

... показать все
На чем экономят украинские строительные компании
20.05.2014
Владимир Носов: «В результате грамотной оптимизации технологии строительства и проектных решений стоимость строительных работ по каркасу может быть снижена в среднем на 7-10%». Одним из наиболее
Подробнее »

Рынок коммерческой недвижимости Киева лидирует в регионе ЕМЕА по уровню доходности
19.05.2014
Вследствие высоких экономических и политических рисков коммерческая недвижимость Украины характеризуется одним из наиболее высоких уровней доходности в регионе ЕМЕА. Так средняя ставка капитализации
Подробнее »

Деньги вперед. Квартиры в Киеве в рассрочку почти не продаются
15.05.2014
Фото: www.houseofchapple.com Купить квартиру в рассрочку в столице становится все труднее. Застройщики массово отказываются от этого способа оплаты квадратных метров на первичном рынке
Подробнее »

Квартиры в Киеве подешевели в долларовом эквиваленте
14.05.2014
В начале мая цены на квартиры в долларовом эквиваленте снизились во всех десяти районах Киева. Об этом свидетельствуют данные исследования компании UTG, которыми располагает
Подробнее »

... показать все
Инвестиции в какой сегмент недвижимости будут преобладать в 2014 году?







Результаты опросов
Новости в формате RSS:
Подписка на новости:
E-mail:
RedTram

...
Выгодны ли инвестиции в Спортивные клубы Украины?
© develop.com.ua 2005-2018. Все права защищены.       Поддержка, обновление сайта - Exipilis